Пресс-центр

Оборот сделок на БУТБ

Оборот сделок на БУТБ в январе вырос почти в 2 раза

В январе 2017 года на торговых площадках Белорусской универсальной товарной биржи (БУТБ) заключено 22 560 сделок на общую сумму Br231,5 млн , что на 95% больше прошлогоднего показателя, говорится в сообщении биржи.

"Наибольший вклад в общебиржевой оборот внесла секция металлопродукции с совокупным объемом сделок Br94,6 млн, или в 2,3 раза больше, чем в январе 2016 года", - отметили в пресс-службе биржи.

По традиции в структуре сделок с металлопродукцией доминировали черные металлы и изделия из них. Так, в январе 2017 года через БУТБ реализовано 26,7 тыс. тонн данной продукции на сумму свыше Br53,1 млн, что на 65% больше, чем в январе прошлого года.
Продолжение

Интервью

Статья Павла Игнатовича «Мысль материальна, теперь я это точно знаю»

Я сидел на годовом совещании биржи, слушал отчетные выступления своих коллег и память вернула меня в май 2010 года.
В то время, недавно созданная площадка ПиПТов (промышленных и потребительских товаров) и зарождающаяся биржевая логистика, объединенные в отдел логистики, воспринимались скорее, как два потешных полка Петра Великого на просторах уже плодовитого поля биржевой торговли.
Читать полностью

Интервью

Интервью Председателя Правления Ассоциации биржевых логистов и брокеров «БЛБ»

Накануне нового 2016 года, переходя десятилетний рубеж деятельности со дня основания и руководства ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа», Председатель Правления Ассоциации биржевых логистов и брокеров «БЛБ» Аркадий Семенович Саликов дал интервью для газеты «Белорусы и рынок». В дальнейших планах целеустремленного руководителя предоставить участникам биржевого рынка действительно универсальные электронные площадки, позволяющие найти нужный товар, совершить торговую сделку и обеспечить качественные логистические услуги для его обработки и доставки потребителю в любую точку планеты.

— Аркадий Семенович, откуда появилась идея торговать услугами на бирже, к тому же универсальной товарной?
— Услуга тоже товар, причем зачастую достаточно материальный. Оказание услуги, как правило, сопровождается использованием машин и оборудования, закупкой материалов и комплектующих.
Природа торговли услугами и товарами схожа. Покупатель ищет качество по оптимальной цене, оценивает продавцов, торгуется, ведет переговоры. Так что пускай вас не смущает наличие слова «товарная» в названии нашей биржи.
К тому же минувшей осенью вступили в силу изменения в Закон «О товарных биржах», позволяющие решением Президента или Совмина относить услуги к категории биржевых товаров. Таким образом, появились еще и законодательные предпосылки для развития данного направления биржевой торговли в нашей стране.
К слову, у нас уже есть опыт биржевой торговли услугами, причем положительный. С 2013 года услуги по заготовке древесины успешно торгуются на БУТБ в рамках Указа от 7.05.2007 № 214 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности в сфере лесного хозяйства». Рекордный объем торгов зафиксирован 16 декабря, когда было заключено 839 сделок на заготовку 605 тыс. м3 древесины совокупной стоимостью услуг более 96 миллиардов рублей.
Торги осуществляются в режиме свободной конкуренции, что позволяет заказчику приобрести услугу по минимальной цене, а это в свою очередь снижает себестоимость древесины и продукции из нее.

— Почему именно транспортно-логистические услуги интересуют вас как возможный предмет торгов?
— В Беларуси почему-то сложилась традиция продавать «у ворот». Предприятие произвело товар, заключило договор о продаже – а дальше покупатель своим транспортом или с привлечением транспортной компании занимается его доставкой. На мой взгляд, Президент страны справедливо ставит требование торговать с доставкой, ведь это позволит сформировать больше добавленной стоимости. Если бы у нас, например, лес продавался на условиях обязательной доставки «европейский склад», то это дало бы ощутимую прибавку в экспорте.

— Вы обсуждали инициативу с БАМАП, БАМЭ и прочими отраслевыми ассоциациями?
— Да, мы советовались с ними. Услышали разные мнения на этот счет. У идеи есть и сторонники, и противники. Некоторые опасаются, что к доставке будет допущен ограниченный круг транспортных и логистических компаний, аккредитованных на бирже, тогда как многие участники рынка останутся не у дел.
Определенные опасения высказывают и продавцы товаров. Мол, сейчас ко мне приезжают, забирают груз и у меня голова не болит. А по новым правилам придется думать, как доставить в срок и в сохранности, а в дороге что угодно может случиться. Тот же лес надо перегружать, он где-то может подмокнуть и т.д. Вроде в масштабах страны мы правильно рассуждаем, но когда анализируешь нюансы, возникают вопросы. Поэтому с инициативой начать биржевую торговлю транспортно-логистическими услугами не торопились, хотя первоначально были планы стартовать еще осенью. Пока, так сказать, бросили зерно, решили осмыслить различные аспекты, усовершенствовать механизмы.

— Не смущает ли вас то, что в мире нет устойчивой практики торговли транспортно-логистическими услугами через биржу?
— Во-первых, в некоторых странах уже созданы площадки по продаже транспортно-логистических услуг, например, в Германии и России. Мы изучали их работу.
Во-вторых, мы не связываем себя какими-то жесткими лекалами, а стараемся привести работу БУТБ в соответствие с нашими реалиями и экономической ситуацией, для чего используем разного рода новации.
Практически везде в мире товар на бирже закупается на условиях предоплаты, а на БУТБ большинство сделок заключается с отсрочкой платежа. На других биржах торгуют стандартными лотами – у нас участники сделки вольны самостоятельно определять ее условия. Все товарные биржи допускают клиентов к торгам через брокеров, страхуя свои риски, мы – разрешаем продавцам и покупателям совершать сделки без посредников. В истекшем году такие контракты сформировали 60 % оборота БУТБ, остальные 40 % проводились с участием брокеров. Да, при такой схеме мы оказываемся в эпицентре разборок по выполнению договорных обязательств, усложняя себе задачу. Но мы сознательно пошли на этот шаг, чтобы устранить институт посредничества для тех, кто по какой-то причине его не приемлет. А для успешного преодоления возможных конфликтов по исполнению биржевых сделок даже создали специальную службу.
Очередной новацией этого года стала возможность участия иностранных компаний в торгах в качестве брокеров-нерезидентов. У нас уже зарегистрировалась одна российская брокерская компания, еще несколько на подходе. Иностранным брокерам проще найти общий язык с компаниями их страны, что, как мы надеемся, будет стимулировать зарубежные компании чаще покупать товары и услуги на БУТБ.
Это также будет содействовать экспорту биржевых услуг. У нас уже был случай, когда одна чешская компания купила товары у другой чешской компании через белорусскую биржу. В будущем сделки между нерезидентами могут стать обыденной практикой, от чего биржа, да и страна в целом, только выиграют.
Вот и в случае с транспортно-логистическими услугами мы изначально не особо были обеспокоены, а торгуют ли ими на других биржах. Оцениваем возможности и перспективы - и принимаем решение, исходя из нашей ситуации.

Торговля услугами на Товарных Биржах в Беларуси

14 июля 2015 года товарные биржи в Беларуси получили право торговать услугами. Это предусмотренно законом от 8 июля 2015г. №284-3 "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О Товарных Биржах", который был опубликован 14 июля на Национальном правовом интернет-портале".
Читать полностью

Обновление закона "О товарных биржах"

На прошлой неделе депутаты палаты представителей приняли во втором чтении законопроект об изменениях в законе "О товарных биржах". Внесенные поправки направлены на увеличение клиентской базы и товарооборота Белорусской универсальной товарной биржи(БУТБ).
Читать полностью

10 лет Белорусской универсальной товарной бирже

2 июня 2015 года Белорусской универсальной товарной бирже исполнилось 10 лет. О достижениях и планах на будущее читайте в развернутом интервью с её бессменным руководителем Аркадием Семеновичем Саликовым.
Читать полностью